Алексей Басков (plutin) wrote,
Алексей Басков
plutin

Categories:

Седьмая из тридцати шести китайских стратагем: «Извлечь нечто из ничего»

Вновь возвращаемся к обсуждению тактических приемов и трюков из известного сборника «36 китайский стратагем». Извлекая мудрость, пытаемся понять, как эти трюки можно использовать на выборах, в коммерческом пиаре и маркетинге.

Переводы источников предлагают три варианта толкования этой стратагемы: «Искусство обмана состоит в том, чтобы сначала обмануть, а потом не обманывать», «Когда не-обман кажется обманом — это обман истинный» и «Сначала маленький обман, потом большой обман, потом настоящий выпад». В общем-то я бы выделил два варианта реализации этой стратегии. Первый, это когда не возможно понять, где правда, а где — ложь. Второй — маскировка подлинных намерений и действий под блеф.

Давайте по порядку. Когда ложь невозможно отличить от правды, когда не возможно понять, где правда, а где — ложь. Понятно, что в данном случае мы выдаем ложь за правду, а правду — за ложь. Такие трюки достаточно часто встречаются в предвыборных кампаниях или в сфере репутационного пиара. Цели таких манипуляций могут быть различны. Можно дискридитировать соперника выдав его благие намерения за ложь, за попытку манипулировать общественным мнением, хорошим к нему расположением и т. п. Можно отбить атаку на политика, выдав компрометирующую информацию за ложь и т. п.

Вот последний пример кампании по дискредитации кандидата на президентский пост в Украине Виктора Ющенко. В этом ролике Ющенко обвиняют в том, что у него ненастоящая поддержка в стране. Ролик нашел у mikawai.

Ради справедливости скажу, что и этот ролик можно объявить сфальсифицированным, выложив скрытую съемку того, как съемочная группа дает деньги политологу за «правильный комментарий» или копии договора между телеканалом и политологом, где последний за некую сумму обязуется дискредитировать Ющенко. Иными словами, не сложно ситуацию запутать окончательно выдав ложь за правду, а правду — за ложь. Могу отослать так же к обсуждению подлинности ролика про коррупционера в социальных органах Москвы. Как ни крути, а выходит, что нет точных и достоверных инструментов, позволяющих оличить ложь от правды, и этим можно пользоваться.

С таким же успехом можно работать в обратном направлении, выдавая ложь за правду. Один из самых распространенных приемов на выборах — это когда «черную», компрометирующую информацию выдают за правду, маскируя «черную» газету или листовку под выпуск авторитетного издания или листовку самого кандидата. В примере ниже «черная» листовка сделана от имени Бориса Березовского с тем, чтобы дискредитировать кандидата в красноярские губернатора Александра Усса.

«черная» листовка, сделаная от имени Бориса Березовского с тем, чтобы дискредитировать кандидата в красноярские губернатора Александра Усса.

Давайте посмотрим, как можно маскировать подлинные намерения, выдвая их за блеф, за ложь, как реализуется вариант «Сначала маленький обман, потом большой обман, потом настоящий выпад». Эта стратагема — рецепт использования блога как пиар-инструмента. Сложность использования блога в целях public relations в том, что до того как вы сможете с помощью блога достигать каких-то пиар-целей, блог должен стать раскрученным и авторитетным, иметь хорошую аудиторию, траффик, еще лучше, если у вас будет большое количество френдов. Поэтому прежде чем писать в блог посты, которые должны влиять на общественное мнение или поведение людей, надо писать посты, которые бы были интересны людям. Прежде чем призывать френдов что-то сделать, надо их завести.

Первые посты в таком блоге не должны иметь никакой пиар-направленности, даже если перед блогом ставится вполне тривиальная задача кого-нибудь или что-нибудь раскрутить, повысить уровень известности и сформировать о субъекте определенное мнение. Ну кто будет читать посты с содержанием «Вася Пупкин — самый известный политик». А если вы будете писать посты в духе «я самый умный!», то мнение о вас сложится совершенно противоположное. Если же вы будете писать нормальные посты по какой-то теме или вполне жэжэшный дыбр, а лишь потому вносить порции пиара, то сможете добиться больших результатов.

Другие стратагемы как источник идей для пиара:

  1. Обмануть императора, чтобы переплыть море
  2. Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао
  3. Одолжить нож, чтобы убить человека
  4. В покое ожидать утомленного врага
  5. Грабить во время пожара».
  6. Стратагемы в пиаре: шестая стратагема «На востоке поднимать шум, на западе нападать»

Tags: креатив, стратагема, стратегия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments