Алексей Басков (plutin) wrote,
Алексей Басков
plutin

Categories:

36 китайских стратагем для пиарщика. Третья стратагема

Продолжаем тему, начатую ранее постамиCтратагема «Обмануть императора чтобы переплыть море» как метафора паблик рилейшнз и Вторая из 36 китайских стратагем: Чем пиар отличается от рекламы?. Сегодня мы поговорим о третьей из сборника китайский стратагем, которая достаточно частно используется в политическом и коммерческом пиаре, и даже в рекламе.

Использование стратагемы Одолжить нож, чтобы убить человека в паблик рилейшнз

Толкование стратагемы «одолжить нож, чтобы убить человека» достаточно прозрачно. Ее смысл тождественен смыслу пословиц «загребать жар чужими руками» или «чужими руками таскать каштаны из огня» и не вызывает труда: сделать какую-то работу, ответственность за которую лежит на ком-то другом. По моему мнению — этот прием один из самых используемых в пиаре, рекламе или маркетинге.

Зачем же может понадобиться взвалить ответственность за свои поступки на другого? Первое, что приходит на ум — использовать этот прием для того, чтобы сообщение вызывало большее доверие. Возьмем рекламу. Если мы просто скажем: «наша зубная паста самая лучшая!», то кто этому поверит? Вполне ожидаема реакция, что потребитель не поверит нам, потому что каждый продавец хвалит свой товар, доверие к продавцу, нахваливающему свой товар низко. Вот если нашу зубную пасту похвалит какая-нибудь Ассоциация стоматологов России — это совсем другое дело! Словом, если речь заходит об убеждающей структуре коммуникации, то для повышения доверия к сообщению используют источник, вызывающие большее доверие. «Ножом» в данном случае будет источник сообщения.

Если подойти к использованию стратагемы более основательно, то аналогом стратагемы «одолжить нож, чтобы убить человека» будет пропагандисткая модель коммуникации. Ее два варианта приведены на рисунках ниже.

Использование пропагандисткой модели коммуникации в public relaions

По сути существует два варианта использования этой модели. Первый — это когда мы вкладываем свое сообщение в уста другого человека. Причиной того, что мы это делаем может быть несколько. Повысить доверие к источнику мы уже назвали. Другая причина — законодательные запреты. По закону о рекламе нельзя сравнивать свою продукцию с продукцией других брендов, а если очень хочется, то для этого можно использовать «независимые источники». В политических технологиях хоть и разрешено агитировать как «за», так и «против», все же агитация «против» является большим риском (могут снять с регистрации), поэтому часто для того, чтобы агитировать выдвигают технических кандидатов, кандидатов-«киллеров». Кроме того есть и технологические возражения против открытой и рьяной критики своих политических оппонентов. Говоря с чикагским акцентом «убивший дона сам доном не станет»! Избиратели крайне неохотно голосуют за «критиканов», за кандидатов «которые умеют только критиковать», поэтому эту миссию лучше поручить другому.

Использование пропагандисткой модели коммуникации в public relaions

А это еще один пример использования пропагандисткой модели коммуникации. Иногда может возникнуть необходимость разместить компрометирующие материалы у себя в СМИ, но при этом переложить ответственность за содержание на другого. В этом случае поступают следующим образом: размещают материал в каком-нибудь малоизвестном СМИ или в источнике, где это можно сделать бесплатно, а потом как цитату со ссылкой на источник перепечатать в основном СМИ. Для примера, решили вы разместить компромат на соперника на самом популярном в регионе телеканале, но телеканал не возьмет материал без убедительных подтверждений его содержания. Тогда можно разместить материал в какой-нибудь заводской малотиражке или на специально созданном блоге в ЖЖ, а в популярный телеканал дать как новость, найденную журналистами в других изданиях или в рунете.

Бывали и другие примеры использования стратагемы. Допустим, для того, чтобы навести тень на плетень своего соперника, кандидат выпускал листовки против себя или разукрашивал городские стены граффити против себя, с тем, чтобы обвинить соперника в использовании грязных технологий. Ничего не могу сказать по поводу эффективности подобных ходов, по-моему она сомнительна и прием срабатывает лишь при очень удачном стечении обстоятельств, но примеры были.

Tags: стратагема, стратагемы, технологии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments