?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня я бы хотел продолжить разговор о креативе в сфере паблик рилейшнз и не только, начатый ранее. Эти небольшие заметки — смесь раздумий и собственного опыта. И сегодня я хотел бы продолжить разговор вдоль той линии, которой следует мозг в поиске креативных идей. И первое всегда, или почти всегда, с чего я начинаю — это поиск проблемы. Поэтому первое правило креатива я сформулирую так: осознайте в чем проблема. Хоть многие следуя моде начинают выдавливать из своей речи слово «проблема», заменяя его другими, например «задача», осознавать надо именно проблему.

Первое правило креатива в public relations: осознайте в чем проблема

Задача — это операционализация цели. Если цель отвечает на вопрос «чего мы хотим достичь?», то задача «как нам достичь этой цели?». Осознание же проблемы или проблем, которые нам необходимо решить, осуществляется в ходе поиска ответа на вопрос «Что мешает нам достичь цели?». В случае с выборами в общих чертах можно построить такую цепь рассуждений. Цель — выиграть выборы. Задачи при этом — набрать самый большой рейтинг, не дать соперниками набирать рейтинг. Весь вопрос в том, что мешает нам реализовать наши задачи? У соперника до выборов рейтинг 70%, а у заказчика даже известность на нуле? У соперника есть и деньги и доступ к административному ресурсу, а у нас денег чуть больше известности? Тут без креатива не обойтись. Понятно, что если нет равных вам соперников, если все ресурсы сосредоточены в ваших руках, то вполне подойдет какой-нибудь тривиальный сценарий! Но нетривиальные задачи требуют нетривиальных решений.

Иными словами, простые задачи требуют простых решений, сложные — сложных. Эта мысль нас наводит на один вариант стимулирования мозговой деятельности. Проблемы ведь могут быть не реальными, а выдуманными! Если нет проблемы, то ее можно придумать и запугать ее себя и заказчика. Вспоминается один похожий случай из практики, когда нереальная проблема помогла придумать хорошую идею. Во время выборов в госдуму в регион, где я работал должен был приехать Похмелкин. Понятно, что была достаточно традиционная программа пребывания: пресс-конференция, запись телеэфиров и т. д. Но тут появилась информация, что в этот же день должен был приехать и Зюганов. Рассуждая здраво, мы решили, что Зюганов в качестве ньюсмекера посильнее Похмелкина будет и потому надо было придумать какой-то яркий информационный повод (ссылка), яркое событие. Можно было опять же пойти по накатанной колее и вызвать Зюганова на дебаты, но бог миловал от тривиальных решений и под Похмелкина я придумал провести пробки-трофи, рейд на скорость по городским пробкам. На самом деле оказалось, что Зюганов должен был приехать в другой день, но сама угроза его приезда стала одним из стимулов для поиска креативного решения.

Подводя черту давайте я все же сформулирую три основных преимущества своего подхода «креатив как способ решения проблем» — это:

  1. экономия,
  2. эффективность,
  3. и стимулирование.

Чем мой подход хорош из соображения экономии: простое решение обходится чаще дешевле, требует более низкой квалификации ее исполнителя, меньших временных затрат на разработку варианта решения, более понятна заказчику и подавляющему большинству работников, исполнителей и т. п., а значит имеет больше шансов быть выполненной согласно задумке.

Креатив — это не стратегия действия, а лишь часть стратегии действия. Он не заменяет собой стратегию коммуникации, а наполняет ее особым содержанием. Весь вопрос в том, какое это содержание? Правильная стратегия похожа на камни, катящиеся с горы, и если им ничего не мешает, они достигают цели. Задача для креатива — убрать все препятствия на пути, и тогда без труда можно достичь цели. Эффективность вашей пиар- или рекламной стратегии во многом зависит от того, сможете ли вы правильно определить и устранить все препятствия. В общем-то и рейтинг, и продажи держатся на достаточно простых правилах. Предложи покупателю купить товар — и он его купит. Или не купит. Тогда весь вопрос в том, почему он не покупает товар? Что мешает? Какие проблемы существуют на пути покупки и как их устранить?

Проблемная ситуация — это ситуация стрессовая для мозга. А в состоянии стресса мозг начинает работать активнее. Поэтому оригинальные идеи активнее рождаются, когда мозг стимулирован управляемым стрессом.

Следующие правила я сформулирую в следующих постах.

Comments

( 23 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
plutin
Sep. 26th, 2009 10:25 am (UTC)
Всегда пожалуйста!
cherubinadg
Nov. 6th, 2009 06:01 pm (UTC)
Русский перевод слова "проблема" - "трудность" или "сложность", а не "задача".
plutin
Nov. 7th, 2009 07:06 am (UTC)
Древне-греческо-русский словарь Вейсмана дает такой перевод. προβλήμα — соб. все брошенное вперед, поставленное впереди: a) защита, оплот, охрана. b) помеха, препятствие. c) предлог. d) предложение, задача, проблема; поручение. e) выдающаяся часть, выступ, мыс.

Можно еще посмотреть однокоренные слова, такие как πρό-βουλος — решающий дела предварительного, за кого-либо, советник.

Так что трудность и сложность — лишь одно из толкований слова проблема, и не самое главное
cherubinadg
Nov. 10th, 2009 12:09 am (UTC)
Я имела в виду контекстуальные синонимы. Чем можно заменить. Потому что можно понять людей, которых от слова "проблема" воротит, может быть, оно скоро совсем станет неприличным.
plutin
Nov. 10th, 2009 10:38 am (UTC)
Да, я тоже замечал среди людей, особенно считающих, что они разбираются в психологии, некоторое отторжение и даже запрет на слово проблема. Но я к ним не отношусь ;)
cherubinadg
Nov. 10th, 2009 04:34 pm (UTC)
Я тоже не сноб (а это, видимо, называется снобизмом), но у меня журналистская выучка. Мол, не хочешь это слово, на другое.
plutin
Nov. 10th, 2009 04:45 pm (UTC)
Да уж! привычка —вторая натура. Наше «я» состоит вот из таких мозаичных привычек
cherubinadg
Nov. 10th, 2009 04:49 pm (UTC)
Ну или например я думаю, что правильно писать "на Украине". Но ни один украинский журнал такое написание не пропустит.
plutin
Nov. 11th, 2009 05:27 pm (UTC)
Ну да. На Украине — это на окраине, а не в суверенном государстве. Не совсем политкорректно :))
cherubinadg
Nov. 11th, 2009 09:12 pm (UTC)
Самое смешное, что это правило "на Украине" было введено во время предыдущего всплеска национального самосознания. Тогда заявили: "У нас принято говорить: на Луганщине, на Полтавщине. Опять-таки Тарас Григорьич сказал: "На Вкраини мылой" Ребятам пошли навстречу. Но и тут не слава богу.
plutin
Nov. 12th, 2009 04:27 am (UTC)
Грамматика как отражение метаний в поисках национальной идентичности... Про первый разворот — не знал, спасибо за инфу
cherubinadg
Nov. 12th, 2009 10:35 pm (UTC)
Профессиональные патриоты все принимают так близко к сердцу!
У нас сейчас в этой стране, которая на..., основная грызня идет не между русскими и украинцами, а между профессиональными патриотами и профессиональными литераторами. За литераторов заступаются русские и евреи, а за патриотов - прокуратура, и так все это весело кипит.
plutin
Nov. 13th, 2009 04:14 am (UTC)
Вмерзнув в лед намертво с завистью смотрю на те места, где все кипит :))
cherubinadg
Nov. 14th, 2009 03:17 am (UTC)
А я с завистью смотрю, где за это платят.
Потому что обидно - я пашу, как папа карла, делаю всю работу украинского пен-центра и еще всю работу по его свержению, нахожу Ульяненко бесплатных переводчиков и выдвигаю его на Нобеля, и все это лишь потому, что все равно сижу без работы, а тут хоть какие-то призрачные перспективы.
Однако мне кажется, весь этот пламень стоит много тысяч баксов.
plutin
Nov. 16th, 2009 04:24 am (UTC)
Мда! Где взять денег — проблема извечная. Тем более когда работаешь с интеллигенцией. Она ж уверена что все что делается в этом мире — делается из любви к искусству
cherubinadg
Nov. 16th, 2009 06:17 pm (UTC)
Не, это в России так думает интеллигенция. У нас так думают работодатели.
plutin
Nov. 16th, 2009 07:57 pm (UTC)
У нас работодатели думают не о любви к искусству а том, что раз они такие крутые и богатые, то им все должны.
cherubinadg
Nov. 16th, 2009 08:12 pm (UTC)
мне все работодатели говорят: вы же человек творческий, это интересно. А когда я начинаю спорить, обижаются и призывают кого-то холеного и тупого, кто много требует. А когда я много требую, меня и слушать не хотят. Потому что мыслю нестандартно, а им надо, чтобы как они сами.
plutin
Nov. 17th, 2009 05:06 am (UTC)
Млин! Я тоже не понимаю, почему тупые (ну или просто люди достаточно средненького уровня) умудряются отжимать с клиента денег столько, как будто они ему как минимум всю коллекцию импрессионистов из Эрмитажа втюхали! У меня даже есть недоказанное утверждение, что либо ты занимаешься продажами, либо творчеством. Совмещать невозможно :(
cherubinadg
Nov. 17th, 2009 11:52 pm (UTC)
Чем средненькие люди привлекают: 1. Своей самоуверенностью и 2. Тем, что они с покупателем мыслят в одних категориях.

Если сам человек творческий, можно, тем не менее, успешно продавать других. Но не себя.
plutin
Nov. 18th, 2009 04:28 am (UTC)
Это точно! Выходит нужен симбиоз с торгашем на паритетных началах?
cherubinadg
Nov. 18th, 2009 10:11 pm (UTC)
То есть нужен продюсер.
plutin
Nov. 19th, 2009 04:29 am (UTC)
Ага. Все придумано до нас ))) а мы все ищем третий путь )))
( 23 comments — Leave a comment )

Profile

Лоретта Люкс, барабанщик
plutin
Алексей Басков

Latest Month

January 2013
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com