?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Речь идет об известном сборнике военных хитростей «36 китайских стратагем», который когда-то считался тайной за семью печатами, но в последнее время он издается миллионными тиражами. Для тех, кто занимается пиаром, этот сборник должен стать настольной книгой. По крайней мере у меня все 36 китайских стратагем закачены в айфон и когда в мозгах ступор, я их читаю.

пиар, стратагема

Поговорим о первой из этих стратагем, которая известна как «Обмануть императора, чтобы он переплыл море». Еще ее называют стратагемой шапки-невидимки, вроде как надо скрывать свои истинные цели. Появление этой стратегемы связывают со следующим историческим анекдотом (короткой историей, если угодно). Один имератор никак не мог решиться переплыть море со своим войском и долго находился в раздумьях. Тогда его генералы соорудили корабль, замаскированный под дом, в котором устроили прием для императора от имени богатого крестьянина. Когда бдительность сына неба была усыплена, дом-корабль отчалил от берега. Услышав свист ветра император поинтересовался, что происходит. Когда подданные открыли занавесь, то император понял, что он и вся его армия плывут по морю. Ничего не оставалось делать, как смирится с происходящим и завершить плавание. Государственные дела были успешно решены (подробности можно найти здесь).

На самом деле у меня большие сомнения в верности толкования данной стратагемы как рецепта скрывать свои цели. Не столько о сокрытии цели идет речь, поскольку о цели переплыть море император был осведомлен. И не цель скрывали его подданные, когда построили дом-корабль.

Я бы назвал эту стратагему стратагемой виртуальной реальности. Вместо одной реальности (корабля и перспективы плавания) императору была представлена совсем иная — уютный дом и пир, устроенный в его честь богатым крестьянином. Смысл этой стратагемы в том, чтобы человеку казалось, что он находится совсем в других обстоятельствах. А поведение и мотивация человека зависит от того, как он оценивает те обстоятельства, в которых оказался. Тот же император, когда оказался перед бескрайним простором моря, пал духом, ему казалось, что вся армия не сможет переправиться через водную преграду, ни или что-то в этом духе. Зато еда и питье во время приема поселили в его сердце радость, знакомая, привычная обстановка усыпило его бдительность, а хорошее вино растворило сомнения. Получается, что меняя обстановку, меняя реальность вокруг человека или оценку этой реальности, мы можем оказывать влияние на поступки человека.

Public Relations прежде всего делают акцент на управлении общественным мнением. Общественным мнением пиар может может управлять, выстраивая подобные корабли-дома.

Для примера возьмем обещание премьера прислать доктора к президенту «Мечела». Ситуация повторяет ситуацию с императором с точностью до наоборот. Император оказался в непривычных условиях, будучи уверен, что он находится в условиях привычных. Акционер же «Мечела» хоть и находился в привычных условиях, но благодаря знакам из Кремля у него появилось ощущение, что далеко не все в порядке.

Подведем итог. Первая из тридцати шести китайских стратагем «Обмануть императора, чтобы переплыть море» на самом деле является метафорой паблик рилейшнз. От специалиста по pr требуется уменье выстроить дом там, где на самом деле находится корабль. Точнее на том месте, где массовому сознанию мерещится корабль, должен появится призрак дома.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
plutin
Sep. 8th, 2009 04:53 am (UTC)
Хочу еще привести один пример из практики, придуманный Олегом Матвейчевым (http://www.matveychev.ru) и описанный в «Уши машут ослом». Кейс называется «Гайка в супе». Коротко история была такая. Один достаточно изветный производитель пищевой продукции, расширяя свой бизнес, решил прикупить предприятие на юге России. На примете было одно, вполне его удовлетворяющее. Но была одна проблема — власть, в частности глава района, крайне активно вмешивалась в экономику, вплоть до того, что глава района хотел командовать каждым коммерческим ларьком в районе, что уж говорить о промышленном предприятии. Почувствовав интерес со стороны раскрученного бренда, глава района и руководство завода стали откровенно набивать цену. Скупить акции приватизированного предприятия у частных мелких акционеров вряд ли бы получилось — повторю, что власть лезла в каждую дыру и жители ее откровенно боялись.

Для того, чтобы цену сбить Олег и придумал этот прием. Он основан на трюке русских эмигрантов в иностранных ресторанах — чтобы не платить за дорогой суп в конце обеда посетитель подкладывал на дно тарелки гайку (или волос), вызывал официанта, долго возмущался, в итоге не платил за суп, а если повезет — бесплатно обедал в ресторане целый месяц.

Такой «гайкой в супе» должна была стать подставная контора а-ля «Реальные Пацаны Инвест», которая бы так же стала скупать доли в предприятии частных акционеров. У основного покупателя появился бы аргумент, что, мол, репутация-то у предприятия может оказаться подмоченной и это рискованная сделка.
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

Лоретта Люкс, барабанщик
plutin
Алексей Басков

Latest Month

January 2013
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com